Чихать - крайне важно для нашего обоняния.

20.03.2007г. |

После каждого "Апчхи!" наш нос работает все лучше и лучше - даже слабые ароматы теперь улавливаются легче. Это доказали исследования, проведенные в Университете неврологии штата Пенсильвания под руководством профессора Мингхонг Ма.

Ма и ее коллеги сделали это открытие, изучая строение носа у мышей. Ученые создали несколько комбинаций запахов - например, миндально-банановый и прочие. Естественно, эти запахи вызвали бурную, но не видимую простым глазом реакцию в носах грызунов. Мышам также было предложено подышать простым "туманом" - воздухом без какого-либо запаха. Тут обонятельные рецепторы мышей выдали не столь впечатляющие результаты. Когда же давление "стерильного" воздуха уменьшили, то оказалось, что и обонятельная система грызунов стала менее активной.

"Большинство сенсорных нейронов в теле человека или животного предназначено для того, чтобы различать что-либо одно - свет, запах или вкус", - объяснил Джеффри Айзексон, невролог из Калифорнийского Университета. - Но как выяснилось, рецепторы также реагируют и на механические воздействия - такие, как направление потока воздуха или сила его давления". Он также добавил, что человеческое обоняние эволюционировало примерно таким же образом, как и у животных. Так, в критических ситуациях нюх обостряется, а при сильном голоде можно почувствовать даже самый слабый запах пищи

Команда под руководством Ма обнаружила, что в результате чихания деятельность обонятельных рецепторов стимулируется и таким образом человек становится способен уловить мельчайшие нюансы аромата. Например, после того, как человек чихнет, он почувствует запах так отчетливо, как если бы ему в нос направили сильный поток воздуха с этим ароматом. "Мы еще не до конца изучили механизмы этого действия, но одно можем сказать с уверенностью: чихать - крайне важно для нашего обоняния", - заявила Мингхонг Ма.

Исследованием механизма обоняния занимались многие ученые, но Нобелевскую премию за это получили американские ученые Ричард Аксель и Линда Бак в 2004 году. Они открыли, что человек в состоянии воспринимать массу запахов - более 10 000! И это в сравнении с тремя основными цветами, четырьмя вкусами и довольно ограниченным набором тактильных ощущений (около 30). Аксель и Бак занимались исследованием генов обонятельных рецепторов - белков, которые непосредственно реагируют на эти молекулы. Как говорил сам Аксель, эта работа дала ответы на два вопроса: какие именно рецепторы отвечают за восприятие "пахучих" молекул, и как полученные ими данные воспринимает мозг.

В результате изысканий ученые выяснили, что существует примерно 1000 различных рецепторов, каждый из которых реагирует на несколько молекул, обладающих запахом. Затем сигналы с рецепторов по нервным волокнам передаются в мозг, формируя так называемую "карту запахов".

"Мозг как бы говорит: "Я наблюдаю активность в нейронах обонятельной луковицы N1, 15 и 54, это соответствует рецепторам N1, 15 и 54, а значит, пахнет жасмином", - пояснял принцип работы обонятельной системы Ричард Аксель.

Сообщает rekicen.ru