Ученые надеются победить грипп с помощью супер-антител

Впервые в истории ученым удалось обнаружить антитела, способные победить грипп, вызываемый вирусами типа А.
02.08.2011г. | Эпидемии / болезни

Результаты экспериментов на мышах, опубликованные в научном журнале Science Express, свидетельствуют о том, что эти антитела могут быть использованы для "оперативного лечения этой болезни".

Ученые надеются, что это открытие приведет к разработке универсальной вакцины против гриппа. В настоящий момент прививку от него нужно делать каждый год, поскольку вирус постоянно мутирует и болезнь каждый раз вызывает вирус нового типа.

По мнению вирусологов, новое открытие представляет собой многообещающий шаг вперед.

Многие исследователи по всему миру работают над созданием универсальной вакцины против гриппа. Для этого они должны научиться воздействовать непосредственно на ту часть структуры вируса, которая является общей для всех его подтипов, так как не мутирует.

Супер-иммунитет

Медики заметили, что у некоторых людей, переболевших свиным гриппом, вырабатывается так называемый супер-иммунитет, защищающий их от других инфекций.

Ученые из британского Национального института медицинских исследований и их швейцарские коллеги изучили более 100 тысяч образцов клеток иммунной системы пациентов, переболевших гриппом, а также людей, сделавших прививки от этой болезни.

В результате исследователи выделили антитела, получившие название FI6, способные оказывать воздействие на гемагглютинин - поверхностный белок вируса А, обеспечивающий способность вируса присоединяться к клетке-хозяину.

"Мы проверили все подтипы гриппа, вызываемого вирусом А, и эти антитела вступают во взаимодействием со всеми ними, - рассказал Джон Скехел из Национального института медицинских исследований. ? Мы надеемся, что в будущем эти антитела можно будет вводить в организм человека для подавления инфекции".

Директор швейцарского института биомедицинских исследований профессор Антонио Ланцавеккиа согласен с таким мнением.

"FI6 ? первое и единственное из обнаруженных до сих пор антител, которое эффективно против гриппа, вызываемого всеми подтипами вируса А. Благодаря этому открытию появится новый и весьма важный метод лечения этого заболевания", - указал он.
До вакцины еще далеко

Инъекция антител FI6 обеспечивала полную защиту мышей от введенных им после этого смертельных доз вируса H1N1.

Подопытные животные, которым вводили антитела не позже чем через два дня после смертельной дозы вируса, также выздоравливали.

Однако ученые подчеркивают, что FI6 ? это всего лишь антитело, а не вакцина. Настоящая вакцина ? это средство, которое заставит иммунную систему человека самостоятельно вырабатывать такие антитела.

По словам Джона Скехела, ученые раскрыли структуру антитела и способ, каким именно образом оно взаимодействует с белком гемагглютинитом, и это, несомненно, очень важно в деле поисков вакцины. Однако, указывает ученый, на ее разработку "определенно уйдет еще много лет".

Вирусолог Джон Оксфорд, профессор медицинского факультета колледжа Queen Mary при Лондонском университете, настроен оптимистично.

"То, что удалось найти одно-единственное средство против огромного разнообразия вирусов, уже само по себе является хорошим результатом", - сказал он.