Кариес и инсульт вызывает одна и та же бактерия

28.09.2011г. | Исследования

Бактерия, которая обычно вызывает кариес, "виновна" еще и в трети случаев тяжелого инсульта, выяснила группа исследователей во главе с Коитиро Вада из Университета Осаки. В мозговых тканях людей, умерших от инсульта, они обнаружили бактерию Streptococcus mutans. Ученые предположили, что она не позволяет организму образовать на поврежденном сосуде временную холестериновую бляшку.

Чтобы подтвердить свою догадку, ученые провели эксперимент на лабораторных мышах. Они поделили "участников" на две группы и инфицировали первую несколькими штаммами Streptococcus mutans. Затем некоторым мышам повредили стенки сосудов в мозге, спровоцировав таким образом инсульт. Через несколько часов большинство грызунов погибло. Причем, у мышей из первой группы объем кровоизлияния в мозг был значительно больше.

Как выяснили исследователи, не все штаммы Streptococcus mutans способствуют инсульту. Серотип "с", по мнению ученых, безобиден для здоровья мозга. Опасен более редкий серотип "k". Именно его обычно находят в мозговых тканях умерших людей. В слюне пациентов, выживших после инсульта, он встречается в три раза чаще, чем у здоровых людей.

Этот стрептококк прикрепляется к нитям белка в поврежденном сосуде. На них обычно "оседает" холестерин, который должен закупоривать сосуд до тех пор, пока его стенки не восстановятся. Но стрептококк не позволяет организму "затянуть пробоину".

Ученым даже удалось выделить белок CBP, при помощи которого бактерия присоединяется к нитям коллагена. 100 микрограмм этого вещества вызывает сильнейшее кровотечение. Чтобы подтвердить свои предположения, ученые вывели новый штамм Streptococcus mutans - без гена белка CBP. После аналогичного эксперимента на мышах оказалось, что площадь кровоизлияния в мозге существенно меньше.

Инсульт представляет собой острое нарушение кровообращения в мозге (кровоизлияние). Это одно из самых распространенных заболеваний у людей среднего, а также пожилого возраста. Инсульт является третьей причиной смертности в развитых странах после онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. А по данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире инсульты уносят жизни 5,5 миллиона человек в год.