Биологи раскрывают тайны клеточного старения

29.11.2004г. |

Томас Сич (Thomas Cech), президент американского медицинского института Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute), и его коллеги сделали большой шаг к раскрытию тонкостей механизма старения организмов.

Биологи сумели составить объёмную модель белка, отвечающего за наращивание и сокращение концов хромосом - участков, называемых теломерами.

Теломера состоит из тысяч нуклеотидных пар, не кодирующих в организме никакой белок. Однако эти окончания хромосом играют важную роль при делении клеток и с каждым таким делением - сокращаются, выступая в некотором роде как часы для клеточного старения.

Ещё в 2001 году учёные выяснили, что белок POT1 - единственный, способный связываться с концами хромосом, и как при его недостатке, так и при избытке - клетка испытывает проблемы.

Дрожжи, мыши или растения, как ранее выяснилось, имеют свои версии белка POT1, и установление структуры человеческого его варианта было бы огромным прорывом в исследовании старения.

И вот авторам новой работы удалось кристаллизовать этот белок в комплексе с фрагментом ДНК и получить его изображение на рентгеновской дифракционной установке.

Выяснилось, что в отличие от всех прежних версий человеческий POT1 требует для связывания участок в 10 нуклеотидов (а не шесть, как другие), а также может закрывать сразу 12 нуклеотидов. Ещё неизвестно точно - чем вызвана такая разница.

Кстати, обычно этот белок как бы закрывает собой концы хромосом, защищая их от воздействия фермента под названием теломераза, имеющегося в клетке.

Если бы этой защиты не было - концы хромосом наращивались постоянно. А вот механизм, открывающий доступ теломеразы к теломере - также ещё лишь предстоит выяснить.