Борьба со СПИДом: хамелеона разоблачили

24.02.2005г. |

Исследователи детского госпиталя в Бостоне и в гарвардской медицинской школе в США сумели доказать, что вирус, которым заражены 40 млн человек по всему миру, изменяет свою форму и благодаря этому проникает в клетки.

Ученым удалось создать 3D-изображение протеина gp120, который входит в состав внешней мембраны вируса ВИЧ. Через некоторое время этот элемент изменяется и прикрепляется к так называемым рецепторам CD4 тех клеток, которые вирус "хочет" заразить. По словам Стефана Харрисона, возглавляющего группу исследователей, сведения о том, как gp120 меняет форму, помогут в дальнейшем препятствовать распространению ВИЧ. Вирусологи намерены создать элементы, мешающие изменению формы коварного протеина-хамелеона.

Питер Квонг, представитель Национального института здоровья в штате Мэриленд, описал исследование коллег как "технический силовой прием", так как ученым удалось распознать структуру gp120 до того, как он, уже на протяжении 20 лет, прикреплялся к клеточным рецепторам. "Структура раскрывает оболочку вируса, когда он более всего уязвим", - сказал он.

Как известно, существующие лекарства от СПИДа позволяют продлить жизнь инфицированным, но стоят очень дорого, и миллионы больных просто не в состоянии себе их позволить. "Исследования помогут нам понять, почему так трудно создать вакцину, и мы сможем выработать новые подходы", - объяснил Харрисон.

Ученым уже удалось распознать структуру протеина после того, как он атакует клетку. Сведения, опубликованные в научном журнале Nature, рассказывают о том, что молекулы видоизменяются перед тем, как напасть. "Теперь мы можем сравнить сцепленные и не сцепленные формы и постараемся понять, присутствуют ли там какие-то отличающиеся характеристики", - говорят специалисты.

Немногим ранее сотрудники Национального института медицинских исследований в США определили важное различие на генетическом уровне между обезьянами и человеком. У резус-макак есть определенный ген, благодаря которому ВИЧ им не угрожает. Поэтому эксперты считают, что достаточно всего одной мутации этого гена у человека, чтобы блокировать болезнь.

Джонатан Стой, руководитель исследования, утверждает, что данное открытие имеет огромное значение для разработки эффективного лечения чумы ХХ века. "Теоретически возможно взять клетки ВИЧ-инфицированного человека, придать им способность сопротивляться СПИДу, внедрив туда измененный ген, и вернуть клетки обратно. Эти клетки затем смогут блокировать развитие болезни", - сообщает ученый. Кроме того, он говорит и об альтернативе такой терапии. Речь идет о разработке лекарства, способного активизировать человеческие гены в борьбе с недугом по тому же принципу.