Medinfo.ru      -рекламодателям -контакты    -рассылка новостей
МЕДИЦИНСКАЯ  ПОИСКОВАЯ  СИСТЕМА    Medinfo.ru®
Найти:  

Новости 
 Справочное 
Советы специалистов
Народная медицина
 Форум 
 О проекте

Медицина и закон














    Медицина и закон / Здравоохранение РФ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 декабря 2001 г. N 2260-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125391-3 "О ВРЕМЕННОМ ЗАПРЕТЕ НА КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять в первом чтении проект Федерального закона N 125391-3 "О временном запрете на клонирование человека", внесенный Правительством Российской Федерации. 2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации. Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту в течение месяца со дня принятия настоящего Постановления. 3. Комитету Государственной Думы по охране здоровья и спорту доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

Проект N 125391-3

Вносится Правительством Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВРЕМЕННОМ ЗАПРЕТЕ НА КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Настоящий Федеральный закон временно запрещает клонирование человека, основываясь на уважении достоинства человека, признании ценности его личности, необходимости защиты ее прав и свобод, а также на недостаточной изученности потенциальных биологических и социальных последствий клонирования человека. Учитывая перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования живых организмов, предусматривается возможность продления или отмены запрета по мере накопления научных знаний, определения моральной, социальной и этической приемлемости технологий клонирования человека.

Статья 1. Введение временного запрета на клонирование человека

Ввести временный запрет сроком на 5 лет на клонирование человека. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на клонирование иных организмов.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: клонирование человека - создание человека, генетически идентичного другому человеку, живому или умершему, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека; соматические клетки - все клетки тела человека, кроме половых клеток; ядро - часть клетки, несущая наследственную информацию; эмбрион - зародыш человека до восьми недель развития.

Статья 3. О ввозе и вывозе клонированных эмбрионов человека

На период действия настоящего Федерального закона запретить ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации клонированных эмбрионов человека.

Статья 4. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через 1 месяц со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВРЕМЕННОМ ЗАПРЕТЕ НА КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

Потенциальная возможность клонирования человека, то есть создания его генетических копий, вступает в настоящее время в противоречие с целым комплексом социальных проблем, этических принципов и религиозных догм. Обсуждение перспектив и рисков, приемлемости применения новой технологии к человеку вызвало неоднозначную реакцию мирового сообщества - от требования полного запрета или введения моратория на клонирование человека и прекращения государственного финансирования работ в этой области до амбициозных протестов против регулирования науки. С одной стороны, технология клонирования перспективна для сохранения и тиражирования редких и ценных особей животных, для получения генетических копий живых организмов - моделей в научных экспериментах, для масштабирования клеток в целях генотерапии и конструирования органов для трансплантаций. С другой стороны, серьезные опасения вызывает возможность направленной селекции и многократной репродукции людей с особыми генетическими характеристиками. В настоящее время отсутствуют знания о рисках развития клонированных детей; технология, основанная на одиночных успешных экспериментах на животных, до конца не отработана. Будущее человеческих клонов непредсказуемо, нет полной ясности в вопросах их правовых взаимоотношений с обществом. Клонирование человека грозит деградацией семейных отношений и разрушением социальных ценностей. В тех странах, где отсутствует соответствующее законодательное регулирование, реальностью могут стать бесконтрольные нелегальные попытки создания клонированных существ, нарастание криминальных тенденций в этой сфере. За рубежом законодательная база в области клонирования человека формируется в виде запретительных законов или дополнений к действующим медицинским законам (Франция, Германия), в форме временного моратория и запрета на государственное финансирование исследований в этой сфере (США). В декабре 2000 года в Японии принят "Закон, регулирующий применение технологии клонирования человека и других сходных технологий" (включая манипулирование эмбрионами и половыми клетками), направленный на предотвращение создания человеческого клона или человекоподобного существа. Нарушение законов о клонировании человека карается тюремным заключением: сроком до 5 лет в Германии, до 10 лет - в Японии и до 20 лет - во Франции. 24 страны <*> из 43 стран - членов Совета Европы в 1998 году в Страсбурге подписали Дополнительный к Конвенции по правам человека и биомедицине Протокол "О запрете на клонирование человеческих существ". 1 марта 2001 года после ратификации 5 странами <**> этот Протокол вступил в силу.

-------------------------------- <*> Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Венгрия, Исландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан - Марино, Швеция, Швейцария, Македония, Турция. <**> Словакия, Словения, Греция, Испания, Грузия.

Действующая у нас в стране нормативно - правовая база в области генно - инженерной деятельности и биотехнологии не охватывает проблему клонирования человека. Россия до настоящего времени не подписала Конвенцию о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины (кратко - Конвенцию по правам человека и биомедицине, разработанную в рамках Совета Европы и принятую 19 ноября 1996 года в Страсбурге). Факт неподписания Конвенции определил по формальным причинам невозможность для России присоединения к Дополнительному Протоколу "О запрете на клонирование человеческих существ". Вместе с тем подписание Конвенции не предполагает автоматического присоединения к Дополнительному Протоколу, Конвенция по правам человека и биомедицине и Всеобщая Декларация ООН о геноме человека и о правах человека ориентируют государства на принятие национальных мер по недопущению практики, противоречащей человеческому достоинству, такой, как клонирование в целях воспроизводства человека. Так как клонирование человека может стать технически возможным за рубежом в самое ближайшее время, чрезвычайную важность приобретает выработка государственной позиции в отношении использования данной технологии в режиме опережения. В нашей стране актуальность этой проблемы была своевременно осознана. Для анализа зарубежного правового поля и выработки инициативных предложений Минпромнауки России была сформирована межведомственная рабочая группа по проблемам клонирования человека, состоящая из высококвалифицированных экспертов - представителей заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав России, РАМН, РАН, РАСХН, Минпромнауки России и др.). В ходе рассмотрения проблемы стало очевидно многообразие ее правовых, политических, социальных и технологических аспектов. Нетрудно прогнозировать, что при наличии законодательных пробелов Россия может стать территорией, используемой для неэтичных по отношению к человечеству экспериментов, территорией, доступной, в первую очередь, для зарубежных исследователей, которые в своей стране не могут применить технологию клонирования человека из-за уже действующих регулирующих норм. Государственный подход к решению вопроса о клонировании человека предполагает строго научную оценку генетических и социальных последствий применений технологии, а также учет мнений медиков, юристов, этиков, философов, социологов и богословов. В настоящее время нецелесообразно было бы принимать окончательное решение о запрете клонирования человека без взвешенного анализа информации из пограничных областей науки и без анализа динамики социальных и этических тенденций. По мере накопления новых знаний, совершенствования технологии клонирования за рубежом намечаются тенденции к изменению правового поля. В 2001 году в Великобритании новым законом было разрешено в исследовательских целях клонирование человеческих эмбрионов раннего возраста (путем переноса клеточного ядра) с оговоркой о сохранении действующего запрета на репродуктивное клонирование индивидуумов. Принимая во внимание эти обстоятельства, в альтернативе "полный или временный запрет" оптимальным для России решением является введение 5-летнего временного запрета на клонирование человека. Это предложение Минпромнауки России было поддержано Минздравом России, Минсельхозом России, Минюстом России, Межведомственной комиссией по проблемам генно - инженерной деятельности, РАМН, РАН и РАСХН, российским национальным комитетом по биоэтике РАН, Национальным комитетом по биомедицинской этике при Президиуме РАМН. Проект Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" доработан (в соответствии с Приказом Минпромнауки России N 49 от 29.09.2000) рабочей группой с учетом замечаний Правового управления Аппарата Правительства Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. В ходе уточнения законопроекта были приняты во внимание современные законодательные, социальные тенденции в отношении оценки технологии и ее медико - биологических аспектов и перспектив. Проект Федерального закона, согласующийся с основными положениями Конвенции о правах человека и биомедицине, призван обеспечить правовую основу для защиты прав человека, его достоинства и индивидуальной целостности. Проект Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека" включает преамбулу и 5 статей. Законопроект формирует правовой барьер к созданию человека путем клонирования (статья 1), тем самым обеспечивая защиту жизни и здоровья каждого индивидуума, генофонда человечества в целом, сохранение института семьи, структуры и морально - этических основ общества. Вместе с тем этот запрет не распространяется на использование методов клонирования применительно к молекулам нуклеиновых кислот, соматическим клеткам и тканям, предопределяя дальнейший прогресс в фундаментальной и прикладной биомедицине. Проектом Закона предусмотрен запрет на ввоз (статья 3) на территорию России и вывоз клонированных эмбрионов человека. Эта мера направлена на сохранение этноэкологии общества, на своевременное предотвращение коммерциализации и криминализации применительно к человеку. Учитывая необходимость контроля за выполнением Закона, проект устанавливает ответственность за его нарушение (статья 4). Временный запрет на клонирование человека позволит за определенный законом срок (5 лет), достаточный для накопления новых знаний в биомедицине и освоения прогностических методов оценки риска генетических последствий клонирования, принять взвешенное решение о его социальной целесообразности и этической приемлемости. Закон предотвратит возможность бесконтрольной деятельности по клонированию человека на территории нашей страны, не лишая, вместе с тем, российских ученых доступа к освоению и разработке новейших технологий клонирования, необходимых для целей медицины и ветеринарии.


 Калейдоскоп

























Медтехника

Medinfo.ru: свидетельство о регистрации ЭЛ№ ФС77-37722 от 13.10.2009г.
Главный редактор: кандидат медицинских наук Гавриленкова Людмила Павловна
Адрес редакции: 199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Связаться с нами

Разработка и поддержка OOO "ИЦ КОМКОН"