Medinfo.ru      -рекламодателям -контакты    -рассылка новостей
МЕДИЦИНСКАЯ  ПОИСКОВАЯ  СИСТЕМА    Medinfo.ru®
Найти:  

Новости 
 Справочное 
Советы специалистов
Народная медицина
 Форум 
 О проекте

Медицина и закон














    Медицина и закон / Здравоохранение РФ
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            РАСПОРЯЖЕНИЕ
                       ОТ 31.08.2000 N 1202-Р



    1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию   охраны   здоровья   населения
Российской Федерации на период до 2005  года,  разработанную  Минздравом
России и Российской академией медицинских наук  с  участием  федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти  субъектов
Российской Федерации.
    2.   Федеральным   органам   исполнительной   власти    и    органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании  и
осуществлении мероприятий по вопросам сохранения и  укрепления  здоровья
населения  руководствоваться  положениями  Концепции   охраны   здоровья
населения Российской Федерации на период до 2005 года.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации                                      М.Касьянов
    Москва
    31 августа 2000 г.
    N 1202-р



    Одобрена
    распоряжением Правительства
    Российской Федерации
    от 31 августа 2000 г. N 1202-р

                                КОНЦЕПЦИЯ
                        охраны здоровья населения
                          Российской Федерации
                         на период до 2005 года

    Под охраной  здоровья  понимается  совокупность  мер  политического,
экономического,   правового,   социального,    культурного,    научного,
медицинского,  санитарно-эпидемического   характера,   направленных   на
сохранение и укрепление  физического  и  психического  здоровья  каждого
человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему
медицинской помощи в случае утраты здоровья.

     1. Характеристика состояния здоровья населения
        Российской Федерации

    Охрана здоровья населения Российской  Федерации  является  одним  из
приоритетных  направлений  социальной  политики  государства  в   период
реформирования экономики и социальной сферы.
    За последние годы общая смертность населения в Российской  Федерации
значительно возросла, и сейчас она в  1,5  раза  выше,  чем  в  развитых
странах, в основном за счет крайне  высоких  показателей  смертности  от
болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и
онкологических заболеваний.
    Младенческая смертность в 2 - 3 раза выше, чем в  развитых  странах,
что  в  значительной  мере  обусловлено   многочисленными   осложнениями
беременности, родов и перинатальной патологией.
    Значительно сократилась средняя  продолжительность  жизни,  особенно
мужчин.
    Серьезной  проблемой  для  общества  стали  социально  обусловленные
болезни - алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания,
передающиеся половым путем.
    Среди причин, негативно влияющих на  состояние  здоровья  населения,
необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения
(низкий уровень заработной платы и  пенсионного  обеспечения,  ухудшение
условий жизни, труда, отдыха, состояния  окружающей  среды,  качества  и
структуры питания  и  др.),  чрезмерные  стрессовые  нагрузки,  снижение
общего  уровня  культуры,  в  том  числе  санитарно-гигиенической,   что
способствует  распространению  вредных  привычек  и  нездорового  образа
жизни.
    В стране все более обостряется проблема курения. За  последние  годы
количество курящих мужчин в возрасте до 40  лет  возросло  с  45  до  70
процентов. Стремительно увеличивается удельный вес  курящих  подростков.
Достаточно сказать, что на сегодня каждый десятый  школьник  зависим  от
табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
    Распространенность в России только бытового пьянства  составляет  20
процентов. Общая заболеваемость лиц,  злоупотребляющих  алкоголем,  в  2
раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные  напитки.  Злоупотребление
алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев.
    В стране существенно  увеличилось  количество  людей,  употребляющих
наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. В настоящее  время
более 3 миллионов человек потребляют наркотики, почти две трети  из  них
молодежь  в  возрасте  до   30   лет,   составляющая   основную   группу
ВИЧ-инфицированных.
    В стране  70  процентов  населения  не  занимается  физкультурой,  а
распространенность гиподинамии среди школьников достигла  80  процентов,
более 30 процентов населения имеют дефицит веса и столько же  избыточный
вес в результате неправильного и нерационального питания.
    В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной
экологической обстановке,  связанной  с  загрязнением  окружающей  среды
выбросами  промышленных   предприятий   и   автомобильного   транспорта,
пользуется   недоброкачественной   питьевой   водой.   Отмечается   рост
профессиональной  заболеваемости,  связанной   с   неудовлетворительными
условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о
правах и обязанностях каждого из них, санитарно-гигиенических  нормах  и
правилах.
    Учитывая,  что  здоровье  человека  более  чем   на   50   процентов
определяется образом жизни,  то  есть  поведением  и  отношением  его  к
собственному здоровью и здоровью окружающих,  из  всего  комплекса  мер,
направленных  на  охрану   здоровья   населения,   настоящая   Концепция
предусматривает в качестве одного из основных  приоритетных  направлений
деятельности в сложившихся условиях  формирование  у  населения  навыков
здорового  образа  жизни,   повышение   уровня   санитарно-гигиенической
культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но  может  дать
ощутимый социально-экономический эффект.
    Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических  знаний
среди  населения  способствует  снижению  заболеваемости  и  смертности,
помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт
свидетельствует, что эффективность  этой  профилактической  деятельности
среди населения исключительно высока.
    Следует отметить, что в стране уже принят ряд законодательных  актов
в области охраны здоровья населения. К ним относятся:
    Основы законодательства  Российской  Федерации  по  охране  здоровья
граждан, определившие профилактическую деятельность  одним  из  основных
направлений здравоохранения;
    Федеральный  закон  "О   санитарно-эпидемиологическом   благополучии
населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание
и обучение граждан, направленные на повышение  их  санитарной  культуры,
профилактику заболеваний и  распространение  знаний  о  здоровом  образе
жизни, являются обязательными;
    Федеральный закон "О качестве и безопасности  пищевых  продуктов"  и
Концепция государственной политики в области здорового питания  до  2005
года, направленные на улучшение качества и структуры питания как  одного
из основных факторов, определяющих здоровье населения;
    Федеральный закон  "Об  иммунопрофилактике  инфекционных  болезней",
определяющий стратегию и систему мер  в  области  профилактики  основных
инфекционных заболеваний;
    Федеральный закон "О  предупреждении  распространения  в  Российской
Федерации  заболевания,  вызываемого  вирусом  иммунодефицита   человека
(ВИЧ-инфекции)".
    В  Концепции  развития  здравоохранения  и   медицинской   науки   в
Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской
Федерации от 5  ноября  1997  г.  N  1387,  изложены  основные  принципы
развития здравоохранения, направленные на улучшение качества диагностики
заболеваний,  лечения  больных,  лекарственного  обеспечения,  а   также
определены некоторые принципы профилактической  деятельности  органов  и
учреждений  здравоохранения.  Настоящая  Концепция  развивает  указанные
направления деятельности по охране здоровья населения.
    Важное  значение  в  данном  аспекте   имеет   утвержденная   Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N  1300  Концепция
национальной  безопасности  Российской  Федерации,  которая   определяет
здоровье населения основой национальной безопасности страны.
    Правительством Российской Федерации принят ряд  федеральных  целевых
программ, рассматривающих отдельные  проблемы  сохранения  и  укрепления
здоровья, профилактики заболеваний населения Российской Федерации, в том
числе сахарного диабета, туберкулеза,  ВИЧ-инфекции,  а  также  создания
эффективной системы вакцинопрофилактики населения.
    Настоящая  Концепция  является  основой  для  разработки   комплекса
мероприятий   в   области   обеспечения   охраны   здоровья   населения,
предусматривающих объединение усилий федеральных органов  исполнительной
власти, органов исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации,
органов местного самоуправления, организаций и граждан.

     2. Цель и задачи Концепции

    Целью настоящей Концепции является стабилизация показателей здоровья
населения Российской  Федерации  путем  реализации  первоочередных  мер,
направленных  на  изменение  образа  жизни  людей,  формирование  у  них
приоритетного  отношения  к  проблеме  здоровья,   ориентированного   на
минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.
    Основными задачами в  области  охраны  здоровья  являются  улучшение
качества  и  обеспечение  доступности  медицинской  помощи,   реализация
федеральных  и  территориальных  целевых   программ,   направленных   на
обеспечение   санитарно-эпидемиологического   благополучия    населения,
создание экономических и  социальных  условий,  способствующих  снижению
распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния  на
человека. Для их реализации первоочередными мерами являются:
    обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в  вопросах
повышения  качества  жизни,  улучшения  условий  труда,  быта  и  отдыха
населения, формирования здорового образа жизни;
    создание   постоянно   действующей    информационно-пропагандистской
системы,  направленной   на   формирование   здорового   образа   жизни,
профилактику заболеваний;
    создание условий и вовлечение различных групп населения  в  активные
занятия физической культурой и спортом;
    обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью  в
рамках программы государственных гарантий.

     3. Основные принципы реализации Концепции

    В целях успешной реализации Концепции  необходимо  руководствоваться
следующими принципами:
    сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и  коррекции
факторов риска среди всего  населения  с  конкретными  целенаправленными
мероприятиями в группах населения высокого  риска,  прежде  всего  среди
детей и женщин детородного возраста;
    консолидация действий органов исполнительной  власти  всех  уровней,
организаций и граждан по формированию и реализации комплексных  программ
сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;
    многоуровневый подход к организации профилактических  мероприятий  с
учетом,  как  общих  потребностей  населения  страны  в  целом,  так   и
специфических  потребностей  населения  различных  регионов,   отдельных
социальных, профессиональных и возрастных групп;
    использование результатов  научных  исследований  при  разработке  и
реализации программ укрепления здоровья  и  профилактики  заболеваний  с
учетом необходимости выявления и  устранения  основных  факторов  риска,
оказывающих негативное влияние на здоровье  населения  и  отдельных  его
групп;
    использование опыта международного сотрудничества с целью  выработки
оптимальных подходов к решению проблем сохранения и укрепления  здоровья
населения,     профилактики     заболеваний,     повышения      качества
физкультурно-оздоровительной работы.
    При  этом  наиболее  актуальными  являются  меры,  направленные   на
коррекцию  факторов  риска,   связанных   с   образом   жизни,   которые
обусловливают высокую  смертность  от  сердечно-сосудистых  заболеваний,
внешних причин (несчастные  случаи,  отравления,  травмы),  а  также  от
инфекций.
    Для этого необходимо:
    уменьшение  уровня  психо-социального  стресса,  повышение  качества
жизни семьи;
    улучшение структуры и качества питания населения;
    снижение распространенности потребления табачных изделий;
    повышение доступности физической  культуры,  туризма  и  спорта  для
большинства населения;
    снижение потребления алкоголя;
    профилактика употребления наркотиков и наркотических средств;
    снижение  распространенности  социально  обусловленных   заболеваний
(туберкулеза,  ВИЧ-инфекции  и   других   заболеваний,   в   том   числе
передающихся половым путем);
    улучшение  качества  окружающей  среды,  прежде  всего  атмосферного
воздуха и питьевой воды;
    совершенствование системы медицинского и социального страхования;
    обеспечение гарантированного права граждан на получение  необходимой
медицинской, в том числе лекарственной, помощи;
    обеспечение иммунизации населения;
    обеспечение безопасных условий труда.

     4. Основные направления деятельности в области охраны
        здоровья населения

    Политика в области охраны здоровья населения должна  предусматривать
прежде  всего   воздействие   на   индивидуальные   привычки   людей   и
осуществляться по двум основным направлениям:
    формирование понимания у людей необходимости позитивных изменений  в
образе жизни и поддержка их стремления к таким изменениям, в  том  числе
путем повышения их медико-гигиенических знаний; создание соответствующих
мотиваций в отношении к своему  здоровью,  выработка  умения  и  навыков
здорового образа жизни;
    создание  условий,  способствующих  улучшению   качества   жизни   и
укреплению здоровья населения.
    Основными  направлениями  в  реализации   этой   политики   являются
совершенствование законодательства Российской  Федерации  и  определение
приоритетов профилактической деятельности.
    Законодательного   обеспечения    требует    финансовая    политика,
способствующая развитию  программ  укрепления  здоровья  и  профилактики
заболеваний с учетом, в частности, того, что расходы на  здравоохранение
должны постепенно увеличиваться.
    Законодательством   должно    также    предусматриваться    создание
благоприятных  экономических  условий   для   организаций,   реализующих
программы  укрепления  здоровья   и   профилактики   заболеваний   среди
работников, а  также  для  инвесторов,  направляющих  свои  средства  на
улучшение   социальных   условий   и   состояния    окружающей    среды,
способствующих здоровому образу жизни.
    Необходимо  совершенствование  на  федеральном   и   территориальном
уровнях законодательной и  нормативной  базы  в  области  охраны  труда,
окружающей среды, создания условий для занятий физкультурой и  повышения
физической активности, регулирования рекламы и продажи табачных изделий.
    Должны найти отражение в законодательной базе вопросы защиты  семьи,
и прежде всего женщин и детей, а также людей преклонного возраста.
    Назрела необходимость принятия решений о  проведении  структурных  и
организационных преобразований в  системе  здравоохранения  и  изменении
функций  рада  медицинских  служб  с  целью  уделить   больше   внимания
проведению  предупредительных  мероприятий,   направленных   на   охрану
здоровья населения и профилактику заболеваний.
    Они должны предусматривать:
    увеличение доли финансирования первичного  звена  здравоохранения  -
амбулаторно-поликлинических  медицинских  учреждений  с  целью  развития
профилактического направления их работы;
    укрепление нормативной и финансовой  базы  для  работы  врача  общей
практики;
    совершенствование системы медицинского страхования;
    подготовку специалистов  по  вопросам  пропаганды  здорового  образа
жизни.
    В сложившихся социально-экономических условиях произошли  негативные
изменения  в  состоянии   здоровья   работающего   населения.   Возросла
профессиональная заболеваемость. Во всех отраслях промышленности, прежде
всего на предприятиях малого  и  среднего  бизнеса,  ухудшились  условия
труда и отдыха. Это повлекло за  собой  ухудшение  здоровья  работающих,
увеличение числа несчастных случаев, а также потерю трудоспособности.
    С учетом этого необходимо осуществить следующие мероприятия:
    проведение  мониторинга   условий   труда   и   состояния   здоровья
работающих, создание на этой основе базы данных и федерального  регистра
профессиональных заболеваний, выделение групп повышенного риска;
    уточнение  критериев  оценки  риска  нарушения  здоровья  работников
вследствие  воздействия  факторов   производственной   среды   в   целях
осуществления  мероприятий  по   улучшению   условий   труда,   снижению
профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
    совершенствование системы медико-социальной и трудовой  реабилитации
с целью рационального решения вопросов трудоспособности.
    Крайне  актуальным  является  улучшение  качества  жизни   семьи   и
повышение ее роли в сохранении здоровья.
    Проведенные  в  России  исследования   позволяют   утверждать,   что
профилактика  развития  хронических  неинфекционных  заболеваний  только
среди взрослой части  населения  или  только  среди  детей  недостаточно
эффективна, так как ребенок живет в семье. Если  родители,  родственники
ребенка имеют  определенный  факторы  риска  или  страдают  хроническими
неинфекционными заболеваниями и не заботятся  о  своем  здоровье,  то  у
ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие  развитию  этих
же заболеваний.
    В этой связи проблема улучшения качества  жизни  семьи  должна  быть
одной из приоритетных в деятельности органов  государственной  власти  и
местного самоуправления, она  должна  решаться  прежде  всего  в  рамках
реализации программ формирования здорового образа жизни  с  привлечением
общественных организаций.

     5. Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

    В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль
образовательных  программ,  направленных  на  сохранение  и   укрепление
здоровья детей, подростков и молодежи, формирование  у  каждого  из  них
активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.
    В  реализации  комплексных  мер,  направленных  на  охрану  здоровья
населения, особую роль должны играть средства массовой информации.
    Обучение населения здоровому образу жизни  должно  осуществляться  с
помощью информационных программ) специально адаптированных  к  различным
возрастным и социальным группам населения.
    Многие проблемы,  связанные  с  охраной  здоровья  населения,  можно
решать такими доступными методами, как:
    проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию
и самопомощи в условиях оздоровительных центров;
    проведение разъяснительной работы  среди  подростков  и  молодежи  о
вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств,  а
также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения
заболеваний, передающихся половым  путем,  предупреждения  непланируемой
беременности;
    введение  в  воспитательные  и   образовательные   программы   основ
безопасности  жизнедеятельности,  профилактики  заболеваний,   а   также
совершенствование методик по проведению занятий физической  культурой  и
спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных  и
высших учебных заведениях;
    обучение водителей транспортных средств и сотрудников  инспекций  по
безопасности  дорожного  движения,  работников   морского,   речного   и
воздушного флотов, а также пожарной инспекции  приемам  оказания  первой
доврачебной помощи.
    Эта  стратегия  требует  изменения  структуры   учреждений   системы
здравоохранения  и  развития  сети  специализированных   учреждений   по
вопросам  формирования  здорового  образа  жизни,   включая   подготовку
соответствующих специалистов.
    Амбулаторное звено здравоохранения  должно  играть  ведущую  роль  в
выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.
    В  первую  очередь  следует  обратить   внимание   на   заболевания,
оказывающие существенное влияние  на  состояние  здоровья  населения,  в
отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и  лечения.
Это прежде всего выявление на ранних  стадиях  артериальной  гипертонии,
туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.
    Большое  значение  в  решении  вопросов  сохранения   и   укрепления
здоровья,  профилактики  заболеваний  имеет  качество   профессиональной
подготовки  участвующих  в  этой  работе  специалистов  медицинского   и
немедицинского профиля.
    Важным  условием  реализации  Концепции  является  совершенствование
информационной системы в сфере охраны здоровья населения.
    Информацию о состоянии здоровья  населения  необходимо  использовать
для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения  мотивации
к здоровому образу жизни и охране окружающей  среды.  Следует  развивать
систему    социально-гигиенического    мониторинга    для    определения
причинно-следственных  связей  между  состоянием  здоровья  населения  и
воздействием факторов среды обитания человека.
    Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться  на  основе
унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований  с
учетом местных особенностей жизни населения.
    Состояние здоровья населения является одним  из  основных  критериев
благополучия   общества.   Результаты   мониторинга   дают   возможность
обоснованно  прогнозировать  ситуацию  (социальную,   экологическую)   и
планировать профилактические программы.
    При   составлении   программ   охраны   здоровья   необходимо   шире
использовать  достижения  науки.  Создание  законодательных   и   других
нормативных правовых актов, разработка  организационных  и  практических
мероприятий, определение ресурсов,  методов  подготовки  населения,  при
которых  может  быть  получен  нужный  результат,  возможны  только  при
достаточном научном сопровождении.
    Основными направлениями в области научных исследований должны стать:
    разработка  новых,  экономически  оправданных  методов   определения
состояния  здоровья  населения,  нацеленных  на  минимизацию   факторов,
отрицательно влияющих на состояние здоровья;
    разработка,  планирование,   реализация   и   оценка   эффективности
отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики
заболеваний;
    сокращение разрыва между научными  достижениями  и  практической  их
реализацией.
    Финансовые  затраты  на  осуществление   профилактических   программ
несравненно  ниже  затрат  на  совершенствование   лечебной   помощи   и
лекарственного  обеспечения,  социальную   поддержку   лиц,   утративших
трудоспособность, и инвалидов.
    По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только
двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и
курения) приведет к снижению за пятилетие их  распространенности  на  20
процентов, уменьшению смертности от сердечно-сосудистых  заболеваний  на
15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс.
человек трудоспособного возраста.
    Улучшение структуры питания населения и повышение  качества  пищевых
продуктов с одновременным увеличением на 25 - 30  процентов  числа  лиц,
систематически    занимающихся    физкультурой,    обеспечат    снижение
распространенности избыточной массы тела на 20 -  30  процентов  и,  как
следствие,  уменьшение   заболеваемости   и   смертности   от   основных
хронических неинфекционных заболеваний на 10  процентов  и  5  процентов
соответственно.
    Источниками  финансирования  профилактических  мероприятий  являются
средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального  страхования,
предприятий, учреждений и организаций, личные средства  граждан  и  иные
источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
    Важным источником пополнения средств, направляемых на  сохранение  и
укрепление здоровья, профилактику заболеваний,  могут  стать  отраслевые
программы укрепления здоровья работников и членов их семей.
    Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств,
получаемых от налогообложения производства и продажи табака и  алкоголя,
а также от взимания штрафов  за  нарушение  законодательства  об  охране
здоровья населения, для финансирования мероприятий  по  вопросам  охраны
здоровья населения, прежде всего направленных на профилактику курения  и
алкоголизма.







 Калейдоскоп

























Медтехника

Medinfo.ru: свидетельство о регистрации ЭЛ№ ФС77-37722 от 13.10.2009г.
Главный редактор: кандидат медицинских наук Гавриленкова Людмила Павловна
Адрес редакции: 199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Связаться с нами

Разработка и поддержка OOO "ИЦ КОМКОН"