ПОИСК ПО САЙТУ
 
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ


6.5. О ЯВЛЕНИИ "ПРЯМОГО ВИДЕНИЯ"

Рассмотрим явление "прямого видения" на примере метода В. М. Бронникова [107], получившего известность в последние годы и несомненно представляющего интерес для анализа с позиций излагаемых в данной книге подходов к трактовке функций сознания и мышления. Анализ эффекта "прямого видения" необходим еще и потому, что многими современными физиологами, физиками и другими учеными подобные явления в большинстве случаев воспринимаются как шарлатанство, лженаука и т. п.

Прежде всего, достоверность эффекта "альтернативного" или "прямого" видения не вызывает сомнений, особенно, после проведенных в 2000-2002 гг. исследований в Институте мозга человека РАН. При непосредственном наблюдении этого эффекта (определение испытуемым формы и цвета геометрических фигур, чтение текстов и т. д. при наличии полной изоляции глаз светонепроницаемой маской) возникает, прежде всего, вопрос отнюдь не о поиске какого-либо обмана, а о физиологических механизмах реального явления. Надо сказать, что способности, демонстрируемые В. М. Бронниковым, не новы, но именно создание школы и воспроизводимости технологии обучения - выдающаяся заслуга автора метода. Технология обучения включает как минимум три этапа:

1. формирование собственного энергетического ресурса, тренировка чувствительности восприятия;
2. формирование внутреннего видения, то есть умения создавать виртуальные зрительные образы на "внутреннем экране";
3. синхронизация виртуальных зрительных образов с реальными предметами, ощущаемыми другими органами чувств.

Первый этап - предварительный, и прямого отношения к рассматриваемому эффекту не имеет. Он является базовым, как комплекс общеукрепляющих организм мероприятий и тренировок его сенсорики.

Второй этап - это, по сути, развитие ранее описанной обратной функции для зрительного анализатора, т.е. развитие навыков создания мнимых образов на "внутреннем экране".

Третий этап - синхронизация мнимых образов с действительными формами и свойствами наблюдаемых объектов, в полной мере соответствует вышеизложенной теории физиологии сознания.

Таким образом, в общем виде, как технология обучения, так и возникающая в результате способность "прямого видения" укладываются в физиологические механизмы обычного зрения, за исключением единственного, но весьма важного момента - отсутствие при этом светового потока в видимом диапазоне длин волн. Возникает вопрос о носителе зрительной информации.

Возвратимся к ранее изложенным материалам по излучательным процессам в веществе, а именно, к продольным компонентам электромагнитного излучения. Согласно ряду исследований последних лет, любой излучатель ЭМП в видимом, ИК, УФ и радиодиапазонах содержит, наряду с поперечной, продольную и вращательную (торсионную) компоненты [108, 109]. В фазово-частотных пространственных модах, к примеру, продольной компоненты, может содержаться информация о топологии и структуре (вплоть до микро уровня) объекта собственного или индуцированного излучения. Непроницаемый экран для обычных поперечных электромагнитных волн, в том числе и видимого света, не препятствует свободному прохождению продольных компонент излучения. Кроме того, нельзя забывать, что при передаче объекту какой-либо энергии, к примеру световой, индуцируются фононовые продольные волны от гипо- до гиперзвуковых частот в зависимости от форма-структуры объекта. Это, по-видимому, та сторона явления, которую К. К. Сараджев оценивал в бемолях и диезах при рассмотрении фотографий [106].

Ансамбли нервно-рецепторных клеток зрительного анализатора, даже у слепых людей (если, конечно, слепота не связана с деструкцией зрительного нервного ствола), за счет механизма эндогенного возбуждения генерируют когерентное излучение, создающее по типу эффекта фосфена мнимые образы объектов на внутреннем экране. В указанном сознательно управляемом эндогенном излучении, по-видимому, должна присутствовать и продольная мода, к которой, как отмечалось выше, именно биоструктуры являются наиболее чувствительными естественными датчиками.

При обучении по методу В. М .Бронникова исключается общий световой фон, активизируется эндогенное когерентное излучение, которое, возможно, модулируясь продольной компонентой внешнего светового потока или излучения наблюдаемого объекта, создает эффект "прямого видения". При таком объяснении становится понятной возможность чтения при перевернутом положении текста, поскольку продольная компонента излучения несет, прежде всего, информацию о топологии объекта независимо от его пространственной ориентации. Кроме того, поскольку продольные ЭМ излучения генерируются, в том числе, на атомном, молекулярном и субклеточном уровнях, то возможная их дифференцировка в зрительных образах позволяет методом "прямого видения" наблюдать события на уровне молекул. Недавно вышедшая работа L. Novotny [110] впервые экспериментально подтвердила возможность с помощью продольной компоненты ЭМ излучения наглядно изучать отдельные полимерные молекулы. При разработке устройства для воздействия на организм человека [111] в Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) Ю. С. Карпом было показано, что излучение, названное им "молекулярным" подчиняется законам линейной оптики при наличии отражателей, может управляться электрическим и магнитным полем, но свободно проходит через не отражающее вещество. Эти работы перекликаются с ранее упоминавшимися исследованиями С. Я. Турлыгина [40]. Изложенное объяснение эффекта "прямого видения", по М. И. Бронникову, на основе активной роли продольной компоненты ЭМ поля надо, конечно, воспринимать как рабочую гипотезу, требующую серьезного теоретического обоснования и прямого экспериментального подтверждения. Дело в том, что по поводу именно продольных волн ЭМ поля пока не существует устоявшихся фундаментальных научных представлений, хотя, как уже достаточно подробно рассмотрено в разделе о излучательных возможностях клеток, наличие продольной компоненты ЭМ поля в волноводах СВЧ-радиотехники хорошо известно и давно изучено. Теоретически могут предполагаться и другие носители информации (точнее их модели в представлении нашего сознания), к примеру, потоки электрино по Д. Х. Базиеву [112], продольные фотоны де Бройля по А. Г. Шленову [93] и т. п. Так или иначе, независимо от гипотетического носителя информации, только наличие действующего излучательного агента не экранируемого, как известные ЭМ поля, может дать объяснение эффекта "прямого видения".

Исходя из имеющихся на настоящее время экспериментальных и теоретических данных эффект В. М. Бронникова по обучению "прямому видению" есть лишь частный случай использования неспецифической чувствительности биоструктур с частичным включением попрямому назначению специализированного органа зрения. По-видимому, многие клетки организма в некоторых условиях могут быть перестроены на прямое восприятие того или иного полевого воздействия и стать его сенсором и одновременно излучателем. Это подтверждают давно известные, но неизученные факты, например, кожного видения, ощущения рукой цвета и формы рисунка и т. п.



наверх        назад