Medinfo.ru
  


 
 
Советы специалистов »

Гениальность

<<Назад / Далее>>

В человеческом обществе всегда были индивидуумы, отличающиеся неординарными способностями к той или иной деятельности - таланты, гении. В чем же секрет этих способностей, например у художника, композитора, писателя, даже если он не признан гением? С позиции ТБС эти способности являются отражениями генетически обусловленных и проявленных обучением устойчивых энграмм взаимосвязей между звеньями конкретных сенсорных и моторных систем. Так, у живописцев такая устойчивая энграмма нейронной сети наиболее выражено объединяет систему зрительного восприятия и моторику кисти руки, причем, последняя с удивительной точностью воспроизводит на холсте зрительные образы наблюдаемых художником картин или абстрактно возникающих в его сознании сюжетов. Этот процесс осуществляется достаточно легко, и чем талантливее художник, а точнее, чем более выражена и многообразна специфическая нейронная сеть, в данном случае - "художественная энграмма", тем выразительнее создаваемое им произведение. Человек, не способный к рисованию, легко и точно воспроизвести на рисунке зрительный образ не может или воспроизведет некую пародию на оригинал, хотя видит его точно так же как и художник. Можно научить рисовать, то есть создать путем упражнений более или менее согласованное действие мышц руки со зрительным восприятием. Но это не талантливость и тем более не гениальность, а обычное научение.

Точно также талантливый музыкант обладает наличием устойчивых энграмм нейронных сетей, связывающих системы слуха и воспроизведения звуковых тонов. Последняя зависит от вида музыкального инструмента: у пианиста - это руки, у флейтиста - это губы, верхние дыхательные пути. Как правило, талантливый музыкант может играть на нескольких инструментах, петь и сочинять музыку, то есть воспроизводить звук несколькими моторными системами. В процессе творчества музыка как бы звучит в голове композитора, в ритм входит весь организм, движения принимают эмоциональную окраску. В этот период в ЦНС доминирует нейронный комплекс звукового восприятия -воспроизведения, прямая и обратная функции сенсорных систем активно работают в замкнутом цикле обратной связи.

Писатели, поэты - это люди, у которых очень хорошо взаимосвязаны системы формирования зрительных и слуховых образов с речевой функцией, позволяющей переводить сенсорные восприятия или мысленные образы на кодовый язык слов, создавая выразительный словесный образ описываемого явления. Каждому довольно легко представить, например, тарелку настоящего украинского борща, но далеко не всякий сможет так "вкусно" описать этот борщ, чтобы у читающего возник павловский рефлекс с выделением желудочного сока.

Еще И. П. Павлов писал: "Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении вы его невольно, этого не замечая, производите". При этом он отмечал, что зрительные и звуковые восприятия вызывают оживление следов многочисленных временных связей этих анализаторов с моторикой. У людей, относимых к категории гениальных, как можно предполагать, связи отдельных анализаторов с моторикой особо выражены в силу, например, генетической обусловленности, либо интенсивного целевого обучения, либо патологии перинатального периода развития. Эта особенность позволяет им с высочайшей точностью воспроизводить собственные мысли-образы в движениях тех или иных мышечных групп непосредственно или с помощью соответствующих инструментов. Так возникают неординарные, именно гениальные полота, росписи храмов, шедевры скульптуры, музыкальные и литературные произведения, научные теории, конструкторские решения, изобретения и многое другое, связанное с творческой работой человека. Следует отметить, что обладание даром гениальности в силу доминирования отдельных сенсорно-моторных нейронных сетей, может идти в ущерб гармоничности развития организма в целом и проявляться в некоторых психических отклонениях или физической неполноценности, что весьма характерно как для признанных гениев, так и для несостоявшихся претендентов на гениальность. Таким образом, гениальность отдельных личностей не есть нечто сверхъестественное, а является проявлением особенностей топологии сенсорно-моторных взаимосвязей в структурах их мозга.



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Петраш В. В.
Издательство "ИНТАН", Санкт-Петербург, 2003, 128 c., УДК 612.821, ББК 28.91


ГЛАВА 1
ГЛАВА 2 (Биофизика рецепции)
ГЛАВА 3 (Органы чувств)
ГЛАВА 4 (Память, сознание, мышление)
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6

 

Наши партнёры


Последние новости





Предложение о сотрудничестве

 


Medinfo.ru: свидетельство о регистрации ЭЛ№ ФС77-37722 от 13.10.2009г.
Главный редактор: кандидат медицинских наук Гавриленкова Людмила Павловна
Редакционная коллегия

Адрес редакции: 199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Связаться с нами

Разработка и поддержка OOO "ИЦ КОМКОН"