ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЕМЬЕ.
Законодательные положения, касающиеся вопросов
репродуктивного здоровья
I. <Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан>
Принят Верховным Советом РФ 22 июля 1993г.
Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию
репродуктивной функции человека
Статья. 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное
оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в
учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного
согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о
личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и
имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных
медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора,
предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за
собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное
прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12
недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии
медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного
медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид
деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется
Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний -
положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека
способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена
только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух
детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста
и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством
здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной
системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
II. Закон Ивановской области <О правах и гарантиях граждан
по созданию семьи и сохранению ее здоровья>
Принят Законодательным Собранием 10 декабря 1998 года,
с изменениями от 22 апреля 1999 года
Настоящий Закон исходит из признания конституционного права граждан на
неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и обеспечивает гарантии
получения услуг по созданию здоровой семьи и ее планированию.
Статья 1. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеративный договор и Протокол к нему;
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в
действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
- Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации";
- Семейный кодекс Российской Федерации;
иные действующие законы Российской Федерации и Ивановской области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе и законодательстве области в социальной сфере используются понятия:
1. репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и
социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства;
2. репродуктивные права - это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и
свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в
браке или вне брака, а также на медико-социальную информационную и консультативную
помощь в этой сфере;
3. планирование семьи - это система социальных, культурных, правовых и медицинских
мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени
деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов,
заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья,
усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов;
4. иные понятия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Основные принципы реализации репродуктивных прав
Граждане вправе реализовать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах.
Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и
законные интересы других граждан. Вопросы планирования семьи являются ее частным делом.
Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере
репродуктивного здоровья населения, если она не противоречит законодательству Российской
Федерации и правилам международных договоров в сфере охраны здоровья граждан.
При обеспечении реализации гражданами своих репродуктивных прав гарантируется
соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманности, конфиденциальности и
уважительного отношения, исключающее унижение человеческого достоинства.
В области обеспечивается гарантированный государством объем, качество и доступность услуг
по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, а также объем услуг, расширяющих
гарантированный минимум, в том числе по реабилитации репродуктивного здоровья лиц,
завершивших военную службу, семей, потерявших ребенка в перинатальный период, семей с
риском рождения детей с врожденной патологией и иных контингентов с целевой социальной
поддержкой, в соответствии с утвержденным бюджетным финансированием.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется на граждан
Российской Федерации, иностранных граждан в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на
территории Ивановской области (далее - граждан), и применяется в отношении всех
юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией гражданами
репродуктивных прав.
Статья 5. Право на свободный репродуктивный выбор
Граждане имеют право свободно принимать решения относительно числа детей и времени их
рождения в браке или вне брака.
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления гарантируют невмешательство в реализацию гражданами права на свободный
репродуктивный выбор.
Статья 6. Иные права по охране здоровья и созданию семьи
1.Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных,
негосударственных организациях, у частных лиц, имеющих лицензии на соответствующие
виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и
рекомендаций по рациональному созданию семьи.
2.Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья,
планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи
гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные
организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
Гарантированные услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи
предоставляются бесплатно всеми организациями государственных и муниципальных
систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения, имеющими
лицензию на данный вид деятельности.
Перечень гарантированных услуг по охране здоровья и планированию семьи утверждается
Главой администрации области в соответствии с законодательством Российской
Федерации и настоящим Законом.
3.Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, в том числе - медицинский, а
также отказ от них.
Медико-социальная помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения
нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных
особенностей с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях
оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими право на данный вид
деятельности.
При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на
предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в рамках
программ обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и иных
незапрещенных законами источников.
4.Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности
производится только после проведения обязательного медико-социального
консультирования, с согласия пациентки, по основаниям и при наличии условий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях
предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить
беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и
физиологических негативных последствий аборта. Искусственное прерывание
беременности производится организациями государственной, муниципальной и частной
систем здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в
максимально безопасных условиях на основе современных технологий. Бесплатное
медико-социальное консультирование проводится женщине по ее желанию в периодах до
и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных
и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств
предупреждения нежелательной беременности.
Статья 7. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья
Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование
и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на ее духовную
и нравственную сторону. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется
преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей проводится в
образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и со специально разработанными
и утвержденными образовательными программами с учетом пола, возраста, особенностей
психофизического развития несовершеннолетних, начиная с 14 лет, ранее - в исключительных
случаях - по индивидуальным программам. Учебу проводят лица, имеющие специальную
подготовку, а также может использоваться помощь и консультации психологов, школьных
медицинских работников и иных специалистов в образовательных учреждениях.
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране
репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни.
Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской
Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими
государственными и муниципальными учреждениями.
Статья 8. Обеспечение права на получение информации
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления обеспечивают условия:
- для пропаганды и распространения знаний по этике семейной жизни через средства
массовой информации;
- для широкого проката и показа фильмов и распространения иных видов информационной
продукции, не содержащих сцен насилия, жестокости, порнографии;
- для реализации образовательных и научных программ по семейной тематике в сфере
кинематографии и телерадиовещания;
- по запрещению продажи и распространения порнографических материалов среди
несовершеннолетних на территории области.
Статья 9. Право на материнство
Женщина имеет право на охрану здоровья в период беременности, помощь в родах и
послеродовом периоде с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья,
здоровья плода и новорожденного.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине во всех
организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств
бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем
гарантированных услуг.
Статья 10. Право на лечение бесплодия
1.Граждане имеют право на:
- лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных
репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, производится
как в рамках обязательного медицинского страхования, так и с привлечением иных
средств;
- получение информации о сущности вспомогательных репродуктивных технологий,
эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях,
медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов лечения
бесплодия.
2.Граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на применение
вспомогательных репродуктивных технологий только по взаимному согласию.
3.Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий
проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Статья 11. Право на сохранение тайны при обеспечении реализации
репродуктивных прав
1.Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию,
связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих
репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.
2.Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о
состоянии их здоровья и планировании семьи.
3.Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования
действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц,
связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих
государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 12. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию и создание семьи
1.Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание
семьи и репродукцию возлагается на учреждения здравоохранения, образования,
социальной защиты населения. Специалисты указанных учреждений должны иметь
сертификат установленного образца.
2.Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного
самоуправления осуществляют контроль за организациями и учреждениями по оказанию
населению услуг по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и
планированию семьи.
Статья 13. Финансирование деятельности организаций по обеспечению реализации
репродуктивных прав граждан и созданию семьи
Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по
обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется
в рамках средств федерального, областного, местных бюджетов, средств фондов обязательного
медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законами.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Глава администрации Ивановской области
В. Тихомиров
г. Иваново
15 декабря 1998 г.
№ 82-ОЗ
В редакции Закона
от 27 апреля 1999 г.
№ 9-03