Medinfo.ru      -рекламодателям -контакты    -рассылка новостей
МЕДИЦИНСКАЯ  ПОИСКОВАЯ  СИСТЕМА    Medinfo.ru®
Найти:  

Новости 
 Справочное 
Советы специалистов
Народная медицина
 Форум 
 О проекте

Медицина и закон














    Медицина и закон / Медицинское законодательство РФ


Специальная сессия Генеральной Ассамблеи по
ВИЧ/СПИДу
Совещание <за круглым столом> 4

Международное финансирование и сотрудничество
Глобальное финансирование программ по ВИЧ/СПИДу является совершенно недостаточным, весьма неоперативным, отличается слишком большой фрагментарностью и сопряжено с высокими операционными издержками. Глобальное сотрудничество расширяется, однако по-прежнему характеризуется несогласованностью и в некоторых случаях не соответствует по сути приоритетам стран. По оценкам ЮНЭЙДС, расходы по базовой программе борьбы с ВИЧ/СПИДом во всех развивающихся странах составят по крайней мере 9,2 млрд. долл. США в год, что в шесть раз превышает нынешний уровень инвестиций. Чтобы обратить вспять эту эпидемию и ограничить ее последствия, необходимо существенно увеличить финансирование из всех источников, привлечь новых партнеров и сделать нормой учет прежде всего интересов стран.

A. ВОПРОСЫ
1. Политические обязательства и потребности развивающихся стран. В какой степени развивающиеся страны уделяют ВИЧ/СПИДу первостепенное внимание в своих программах развития и бюджетах или же в просьбах об оказании внешней поддержки? Претворяются ли политические обязательства, в тех случаях, когда они существуют, в надлежащие финансовые обязательства? Немногие национальные программы по ВИЧ/СПИДу обладают достаточными масштабами, авторитетом и ресурсами для обеспечения надлежащего потенциала освоения помощи в странах, получающих такую помощь. Являются ли эти факторы негативными стимулами для доноров в расширении их обязательств?

2. Обязательства доноров в контексте сокращения официальной помощи на цели развития (ОПР). В 90-х годах общий объем внешней помощи сократился до беспрецедентно низкого уровня в качестве доли совокупного валового внутреннего продукта стран-доноров. Хотя доля ОПР, выделяемая на борьбу с ВИЧ/СПИДом, за этот период времени возросла, это увеличение в значительной мере было сведено на нет общим сокращением помощи.
Точных прогнозов не существует, однако представляется вероятным, что в этом году развивающиеся страны и их партнеры выделят около 1,5 млрд. долл. США на усилия по борьбе ВИЧ/СПИДом. ЮНЭЙДС считает, что к 2006 году потребности базовой программы профилактики, ухода, поддержки и лечения во всех развивающихся странах составят около 9,2 млрд. долл. США в год. В этой оценке не учитываются расходы на улучшение инфраструктуры здравоохранения в развивающихся странах, что является важным условием успешной деятельности. Выполнима ли эта задача?
Придается ли потребностям борьбы с ВИЧ/СПИДом достаточное политическое значение, чтобы это повлекло за собой чистое реальное увеличение ОПР?

3. Поддержка страновых стратегий, систем и программ. Поддержка борьбы с ВИЧ/СПИДом в значительной мере по-прежнему осуществляется по линии дискретных проектов, в которых часто устанавливаются собственные приоритеты, сроки осуществления и требования в отношении представления докладов. В какой мере эффективность программ борьбы с ВИЧ/СПИДом подрывается такими методами практической деятельности? Насколько активно участвуют в работе национальные руководящие органы по борьбе со СПИДом? Соответствуют ли проекты, как правило, национальным приоритетам и процедурам? Оказывается ли достаточная поддержка программ для оказания странам помощи в разработке и осуществлении многоотраслевых стратегий и координации многочисленных источников внешней помощи?

4. Задачи глобального механизма финансирования по мобилизации взносов и поддержке общемировых общественных благ. В какой мере отсутствие общепринятого глобального механизма финансирования осложняет налаживание партнерских отношений, ограничивает взносы от фондов и менее крупных доноров, создает опасность пробелов и дублирования в финансировании и способствует увеличению операционных издержек? Может ли такой фонд играть полезную вспомогательную роль в поддержке мероприятий на страновом уровне и инвестиций на межстрановом и глобальном уровнях?

5. Механизмы для привлечения общин и гражданского общества и передачи им ресурсов. Именно на общинном уровне осуществляются основные мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Более широкое участие общин и гражданского общества будет иметь важнейшее значение в деле расширения национальных мер по борьбе с ВИЧ/СПИДом. В скольких странах существуют стратегические механизмы привлечения общин и гражданского общества или передачи им ресурсов на устойчивой и контролируемой основе?

B. ДОСТИГНУТЫЙ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОГРЕСС
1. В прошлом году произошли радикальные изменения в политическом контексте глобальной деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом. На политическом уровне большее, чем когда бы то ни было, число развивающихся стран открыто занялись вопросами этой эпидемии и многие увеличили собственные капиталовложения в эту деятельность. Лишь за последние шесть месяцев прошли три важнейшие встречи глав правительств: в Африке, Азии и Карибском бассейне. В области внешнего финансирования многие двусторонние и многосторонние доноры значительно увеличили свои взносы, а большая группа фондов и организаций частного сектора приняла крупные новые обязательства. Кроме того, международное сообщество добилось значительного прогресса в деле создания глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом и разработки глобальных вопросов здравоохранения. Сейчас этой эпидемии придается важнейшее значение в международной повестке дня.

2. Что касается сотрудничества, то за последние пять лет в этой области наметился определенный прогресс. На международном уровне учреждение ЮНЭЙДС в 1996 году подняло на беспрецедентный уровень сотрудничество и последовательность в поддержке, оказываемой системой Организации Объединенных Наций (включая Всемирный банк) пострадавшим странам. Поставленные в ходе Саммита тысячелетия цели в области развития, которые включают целевые показатели по ВИЧ/СПИДу, получили самую широкую поддержку, причем это было первым случаем, когда на глобальном уровне были согласованы измеримые цели в борьбе с этой эпидемией. На региональном уровне в последние несколько лет возник ряд партнерств, включая Целевую группу Карибского региона по борьбе с ВИЧ/СПИДом (в которую входят КАРИКОМ и целый ряд региональных учреждений и учреждений Организации Объединенных Наций), Западноафриканскую инициативу и Международное партнерство в борьбе со СПИДом в Африке (объединяющее правительства африканских государств, соучредителей ЮНЭЙДС, многосторонние организации и частный сектор). Помимо этого были образованы важные специализированные партнерства с участием правительств, международных учреждений, двусторонних учреждений, производителей вакцин, научноисследовательских и медицинских учреждений, технических учреждений, фондов и частных фирм.

3. Вкратце этот этап можно охарактеризовать как начало новой эры глобального сотрудничества в борьбе с эпидемией. Сейчас задача состоит в том, чтобы оперативно претворить эту растущую заинтересованность в создание более широких партнерств и выделение новых ресурсов.

C. ПУТЬ К ПРОГРЕССУ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Каждая развивающаяся страна должна управлять собственными усилиями по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Всем внешним партнерам необходимо действовать сообща под руководством стран и в рамках тематики страновой стратегии.
Опыт показал, что успех борьбы с эпидемией зависит от твердого руководства на национальном уровне и тщательной координации в рамках программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом, разработанной в соответствующей стране и находящейся под ее управлением. Чтобы добиться этого, в большем числе стран потребуется изменить нынешние подходы как по форме, так и по существу.

Рекомендации: в ходе деятельности каждой стране необходимо разработать на основе широкого участия всех сторон всеобъемлющую и многоотраслевую стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом. Все различные партнеры - многосторонние, двусторонние, гражданское общество, благотворительные и частные - должны принять национальный руководящий орган по борьбе со СПИДом в качестве координационного центра для большинства оказывае мой ими поддержки. Цели и структура такой поддержки должны разрабатываться на базе страновой стратегии, а не независимо от нее. Внешние партнеры должны обеспечивать либо гибкую поддержку программ, либо поддерживать индивидуальные проекты лишь в той мере, в какой это соответствует страновым стратегиям. Страны и их партнеры должны оценивать прогресс по общим показателям достижения результатов, предусмотренным в национальной стратегии. Кроме того, в рамках каждой страновой программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом необходимо создать единообразный цикл учета, контроля и представления докладов, который должны соблюдать все стороны, оказывающие поддержку. Необходимо осуществлять строгий контроль за потоками ресурсов.
В целом, национальные власти и их партнеры должны принять дополнительные меры для интеграции деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом в национальные планы развития и стратегии сокращения нищеты, создать потенциал по борьбе с ВИЧ/СПИДом во всех секторах и укрепить системы и инфраструктуру здравоохранения.

2. Развивающиеся страны должны увеличить свои национальные инвестиции в деятельность по борьбе с ВИЧ/СПИДом.
Это необходимо как для обеспечения дополнительных средств для борьбы с ВИЧ/СПИДом, так и для того, чтобы продемонстрировать решительный настрой стран, что является предварительным условием для получения устойчивой внешней поддержки. Рекомендации: развивающимся странам необходимо рассматривать все национальные ресурсы в качестве потенциального источника поддержки усилий по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Это включает пересмотр приоритетов в сфере расходов и расширение финансирования по линии государственного бюджета (в рамках национальных планов развития и стратегий сокращения нищеты), уделение более первостепенного внимания вопросам борьбы с ВИЧ/СПИДом в распределении средств, высвобождаемых в результате облегчения долгового бремени, создание планов субсидирования и оборотных фондов для обеспечения доступа к медицинской помощи и стимулирование более широкого участия местного частного сектора в качестве партнера по финансированию.

3. Официальным, благотворительным и частным донорам необходимо расширить и ускорить осуществление их финансовых и технических обязательств по борьбе с ВИЧ/СПИДом. Необходимо также расширить партнерства в целях охвата большего числа компаний и фондов.
По оценкам, из 9,2 млрд. долл. США, необходимых на глобальном уровне, от половины до двух третей должны поступить из внешних источников. Кроме того, эта сумма охватывает лишь непосредственные расходы на деятельность по борьбе с ВИЧ/СПИДом и не включает значительных дополнительных средств, которые потребуются для укрепления инфраструктуры систем здравоохранения.

Рекомендации: правительствам, донорам и НПО необходимо расширить свои взносы. Кроме того, необходимо также привлекать к этой деятельности новых партнеров, особенно корпоративные и благотворительные организации. Для мобилизации таких дополнительных ресурсов необходимо создать более широкие партнерства и задействовать регулирующие функции многосторонней системы. В целях обеспечения эффективности их использования ресурсы для борьбы с ВИЧ/СПИДом должны выделяться дополнительно, а не отвлекаться от других приоритетов в сфере развития. Взаимосвязь между нищетой и ВИЧ/СПИДом носит четко установленный характер, в связи с чем представляется нерациональным сокращать другие инвестиции на цели развития. Хотя необходимая сумма является значительной, она не выходит за исторические рамки предыдущих многосторонних обязательств, например принятой в начале 90-х годов инициативы Соединенных Штатов Америки и Европы по оказанию помощи бывшему Советскому Союзу.

4. Гражданское общество должно играть центральную роль в глобальном сотрудничестве и финансировании.
Гражданское общество играет центральную роль во всех странах, добившихся успехов в борьбе с ВИЧ/СПИДом.

Рекомендации: на глобальном уровне представители гражданского общества должны участвовать на всех этапах разработки, принятия решений и осуществления совместных мероприятий. Это участие должно носить широкий характер, предусматривать привлечение носителей ВИЧ/СПИДа и отражать мнения женщин, мужчин, взрослых и молодежи. На страновом уровне гражданское общество должно играть непосредственную роль в руководящих органах по борьбе со СПИДом, а такие органы должны распределять значительную долю ресурсов, выделяемых на борьбу с ВИЧ/СПИДом, непосредственно на общинном уровне и среди организаций гражданского общества.

5. Завершение обсуждения вопросов создания глобального фонда.
Глобальный фонд, в котором организовано четкое руководство, предусмотрены жесткие технические критерии деятельности, существует подотчетное управление и поддающиеся контролю показатели деятельности, может способствовать принятию глобальных ответных мер по ряду направлений. Он может способствовать увеличению общего объема ресурсов для деятельности по борьбе с ВИЧ/СПИДом путем предоставления государственным и частным донорам гарантий того, что их взносы будут эффективно распределяться в тех сферах, в которых существует наибольшая потребность. Это могло бы также способствовать привлечению новых и нетрадиционных доноров. Такой фонд может повысить оперативность поступления средств путем мобилизации дополнительной внешней поддержки и сокращения числа независимых оценок. Он может обеспечить эффект масштаба в деятельности по закупкам и в других крупномасштабных мероприятиях. Фонд позволит сократить поисковые и операционные издержки для доноров и получателей, а также будет способствовать ликвидации пробелов и дублирования в финансировании. Он станет стабильным источником средств для финансирования общемировых общественных благ, таких, как разработка новых вакцин и новых методов профилактики, деятельность в приграничных районах и маршруты для грузовых перевозок, а также работа с беженцами и другими перемещенными лицами. И наконец, он способен обеспечить большее равенство в финансировании между регионами и странами.

Рекомендации: необходимо в кратчайше возможные сроки успешно завершить глобальные переговоры о создании предлагаемого глобального фонда.


 Калейдоскоп

























Медтехника

Medinfo.ru: свидетельство о регистрации ЭЛ№ ФС77-37722 от 13.10.2009г.
Главный редактор: кандидат медицинских наук Гавриленкова Людмила Павловна
Адрес редакции: 199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Связаться с нами

Разработка и поддержка OOO "ИЦ КОМКОН"