Медицина и закон
|
 |
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
|
|
 |
 |
 |
/
|
 |
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18.07.94 N 222
ПРИКАЗ
Об утверждении Положения об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации
В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации "Об
охране окружающей природной среды" (раздел VI), подготовки к
выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием
международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о
Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской
Федерации приказываю:
Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и
ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации (приложение).
Министр В.И. Данилов-Данильян
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
22 cентября 1994 г.
Регистрационный N 695
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. N 222
Положение об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура
учета экологических требований законодательства Российской Федерации
при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии
общества.
1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и
принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных
неприемлемых для общества экологических и связанных с ними
социальных, экономических и других последствий реализации
хозяйственной или иной деятельности.*)
____________________________
*) Далее - последствий
1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации,
обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной
деятельности, перечень которых приведен в приложении, является
обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых
работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в
перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по представлению территориальных
органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального
органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает
решение с учетом заключения Минприроды России.
В случае разногласий между органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть
разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.
1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не
вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых
работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации
обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого
воздействия на окружающую среду.
1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о
допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую
среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей
документации, должны быть разработаны с учетом различного рода
возможных последствий ее реализации.
1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при
проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств
измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской
Федерации и нормативных документов по обеспечению единства
измерений.
1.7. Обосновывающая документация представляется
инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей
природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация по
реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен
в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС
на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России
и/или его территориальные органы не принимается.
2. Область применения
2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих
видов обосновывающей документации:
(1) концепций, программ (в том числе, инвестиционных) и планов
отраслевого и территориального социально-экономического развития;
(2) схем комплексного использования и охраны природных
ресурсов;
(3) градостроительной документации (генеральных планов городов,
проектов и схем детальной планировки и т.д.);
(4) документации по созданию новой техники, технологии,
материалов и веществ;
(5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство,
технико-экономических обоснований и/или проектов строительства
новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения
действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.
2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей
разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС
проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней
воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.
3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия
на окружающую среду
3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по
предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа
и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду
разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:
(1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;
(2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
(3) характеристика проектных и иных предложений в контексте
существующей экологической ситуации на конкретной территории с
учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;
(4) сведения о состоянии окружающей среды на территории
предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих
пространственных и временных рамках;
(5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и
ее альтернатив;
(6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлемых для
общества последствий осуществления принимаемых решений;
(7) предложения по разработке программы мониторинга реализации
подготавливаемых решений и плана послепроектного экологического
анализа.
3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого
вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2
настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.
4. Обязанности участников проведения ОВОС
4.1. При проведении ОВОС:
(1) инициатор/инвестор
обеспечивает финансирование всех исследований и работ,
необходимых для проведения ОВОС;
(2) инвестор/заказчик
организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей
документации;
осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений
о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной
территории, кроме объектов специального назначения, информация о
которых требует конфиденциальности;
(3) разработчик (в пределах своей компетенции):
проводит ОВОС;
рассматривает и учитывает экологические условия и требования
при подготовке обосновывающей документации.
4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании
(разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности;
(1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
(2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические
условия и требования для проработки предложений по реализации
проекта намечаемой деятельности;
(3) принимают решения о санкционировании реализации проекта
намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических
требований законодательства Российской Федерации, а также ясного
представления о возможных последствиях его осуществления.
5. Общественные слушания
5.1. Заинтересованным общественным объединениям и
неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие
разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных)
слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и
иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в
целях собственной оценки:
(1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия
намечаемой деятельности на окружающую среду;
(2) достоверности представленных результатов ОВОС;
(3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей
документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.
5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные
слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и
иных предложений в целях:
(1) информирования общественности о проекте намечаемой
деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
(2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных
последствий реализации хозяйственных и иных решений;
(3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих
предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта
намечаемой деятельности.
5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения
организуются и проводятся:
(1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки
реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;
(2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации,
когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой
деятельности распространяются на определенный географический регион
в пределах субъекта Российской Федерации.
6. Ответственность за правонарушения
Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик
обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел
XIII) несут ответственность за:
(1) невыполнение правил проведения ОВОС;
(2) нарушения процедуры оценки воздействия на окружающую среду
при подготовке обосновывающей документации;
(3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или
недостоверной информации о них.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной
деятельности, при подготовке обосновывающей
документации на строительство которых оценка
воздействия на окружающую среду проводится
в обязательном порядке
1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и
более.
2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн.
куб. м/год и более.
3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и
сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500
т/сутки и более.
4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания
тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции
и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением
исследовательских установок для производства и конверсии
расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность
которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).
5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб.
м/год и более.
6. Установки для извлечения, переработки и преобразования
асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:
(1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;
(2) фрикционных материалов - 50 т и более;
(3) других видов применения асбеста - 200 т и более.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и
более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных,
нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Крупные производства строительных материалов (цемент,
стекло, известь, керамика).
12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств
и предприятия цветной металлургии:
(1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках
мощностью 1 млн. т/год и более;
(2) все коксовые печи;
(3) установки для производства чушкового чугуна и
нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;
(4) установки для производства стали из металлолома мощностью
200 тыс. т/год и более;
(5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд
мощностью 100 тыс. т/год и более;
(6) установки для производства, извлечения или обработки
цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими,
химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год
и более.
13. Крупные установки и предприятия черной и цветной
металлургии:
(1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью
1 млн. т/год и более;
(2) все коксовые печи и коксохимические производства;
(3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1
млн. т/год и более;
(4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов,
производства, извлечения или обработки цветных металлов, их
соединений или других сплавов термическими, химическими или
электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.
14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного
топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке
радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки
по производству радиоизотопов.
15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных
пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах
радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.
18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны
для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления)
химического оружия, ракетных топлив.
19.Объекты и/или полигоны термической, химической переработки,
утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.
20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для
магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с
длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.
21. Метрополитены.
22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.
23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные
переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего
судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.
24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с
площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы,
гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных
вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.
26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн.
куб. м/год и более.
27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение
металлических руд и угля:
(1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной
руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;
(2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной
руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
(3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на
месте мощностью 100 тыс. т/год и более;
(4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых,
особенно в акваториях.
28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды
геологических изысканий.
29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с
площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более
20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с
ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.
30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:
(1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
(2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов
и более;
(3) молочные - 1200 коров и более.
31. Звероводческие комплексы.
32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и
более.
33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности,
расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых
не связана с режимом этих территорий.
"Экономика и жизнь" N 40, октябрь 1994 г.
|
|
 |
 |
 |
|
|