ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 1999 г. N 4435-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
лекарственных средствах", внесенный депутатом Государственной Думы
Н.Ф. Герасименко.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по охране здоровья до
25 ноября 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по охране здоровья доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
25 мая 1999 г.
Вносится депутатом
Государственной Думы
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О лекарственных
средствах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1988,
N 26, ст. 3006) следующие дополнения и изменения:
1. Пункт 1 статьи 5 дополнить подпунктом 5 следующего
содержания:
"5) государственного регулирования цен на лекарственные
средства.".
2. Пункт 9 статьи 19 дополнить подпунктом 16 следующего
содержания:
"16) предложения по цене лекарственного средства.".
3. Подпункт 16 считать подпунктом 17.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные и правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ"
(в части государственного регулирования цен
на лекарственные средства)
Фармацевтический рынок России характеризуется высоким уровнем
и большими различиями цен на одни и те же препараты. До настоящего
времени отсутствовал единый четкий порядок формирования и
государственного контроля цен на лекарства. Механизмы
регулирования цен, существующие в различных регионах, не
обеспечили доступности лекарств для населения.
Необходимость вмешательства государства в процесс формирования
цен на лекарственные средства особенно четко проявилась после
экономического кризиса, в результате которого для многих граждан
получение необходимых лекарств стало невозможным. В настоящее
время каждый второй гражданин, имеющий доход 400 рублей в месяц, и
каждый третий с доходом 800 рублей вынуждены отказывать себе в
лекарствах.
Крайне затруднился процесс оказания медицинской помощи в
лечебных учреждениях, не имеющих возможности приобрести
необходимые лекарства из-за их высокой цены.
До последнего времени федеральное законодательство в России не
допускало регулирования цен импортеров и производителей лекарств.
Субъекты Федерации устанавливали лишь предельные оптовые и
розничные надбавки. Таким образом, первый оптовый покупатель мог
свободно устанавливать цену на препарат, приобретенный у
отечественного производителя или ввезенный в страну из-за рубежа.
Разница между действительной ценой покупки и ценой первого
оптовика не лимитировалась. Кроме того, в регионах розничная
наценка обычно устанавливалась к отпускной цене последнего
оптовика. В конечном итоге такой порядок ценообразования приводил
в колоссальному разбросу цен на лекарства как внутри региона, так
и за его пределами.
Отсутствие четкого государственного механизма регулирования
цен на лекарства фактически перевело фармацевтический сектор
здравоохранения в чисто коммерческий, чего нет ни в одной развитой
стране мира.
Необходимость принятия срочных мер по регулированию цен на
лекарственные средства обусловлена некоторыми важными
особенностями фармацевтического сектора экономики.
Во-первых, выбор лекарства, в отличие от других товаров
народного потребления, мало зависит от самого потребителя.
Лекарство назначает врач или рекомендует работник аптеки. И те и
другие склонны рекомендовать наиболее эффективные с их точки
зрения препараты. Уровень цен весьма мало заботит врачей, а для
фармацевтов до последнего времени реализовывать более дорогие
препараты было выгоднее.
Во-вторых, важная особенность фармацевтического рынка состоит
в том, что значительная часть расходов по оплате лекарств (до 70%)
приходится на долю средств бюджета (оплата лекарств, используемых
в стационаре и отпущенных по льготным рецептам), что безусловно
требует активного вмешательства государства в вопросы формирования
цены и проблемы фармакоэкономики.
Во всех развитых странах цены на лекарства тем или иным
способом регулируются, причем речь идет о регулировании как
препаратов, отпускаемых по рецепту и оплачиваемых за счет средств
бюджета, так и препаратов безрецептурного отпуска.
Постановление Правительства от 29 марта 1999 г. N 347 "О мерах
государственного контроля за ценами на лекарственные средства"
вводит порядок регулирования цен на период до принятия
соответствующего законодательного акта, в связи с чем внесение
изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных
средствах" своевременно и крайне необходимо.
Предлагаемый законопроект не требует дополнительных затрат из
средств федерального бюджета и других источников.
|