Ученые открыли механизм влияния прогестерона на кальциевые каналы CatSper

Оказалось, прогестерон, приводит к дополнительной активизации движения сперматозоидов.
16.03.2011г. | Исследования

Ученые продолжают поиски средств мужской контрацепции и, одновременно, методов лечения бесплодия. В частности, исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско под руководством Полины Лишко и сотрудники Центра передовых европейских исследований под руководством Бенджамина Коупа проанализировали механизм воздействия женского гормона прогестерона на мужские половые клетки.

Оказалось, прогестерон, вырабатываемый в большом количестве клетками яйценосного бугорка (клеточной оболочки, располагающейся вокруг яйцеклетки в период овуляции), приводит к дополнительной активизации движения сперматозоидов. То есть, буквально чувствуя яйцеклетку, сперматозоиды проникают сквозь толстую оболочку и оплодотворяют клетку.

За этим явлением стоит особый процесс, открытый учеными. Так, эксперты показали: прогестерон связывается с недавно открытыми кальциевыми каналами CatSper на поверхности хвостовой части мужских половых клеток. Это дает мощный приток ионов кальция в клетку и стимулирует движение. При этом не происходит изменение активности генетических процессов, связанных с выработкой дополнительных белковых молекул внутри половой клетки.

Получается, в будущем можно будет разработать негормональную терапию, позволяющую менять активность сперматозоидов и лечить мужское бесплодие или же, наоборот, обеспечивая контрацепцию. В основу новых препаратов, скорее всего, лягут блокаторы ионных каналов CatSper.