Medinfo.ru
  


 
 
Советы специалистов »

Память человека

<<Назад / Далее>>

Рассмотренная в предыдущем разделе модель формирования зрительной памяти полагает, что возникновение в процессе зрительного опыта устойчивых топологий нейрорецепторных ансамблей сетчатки и нейронных ансамблей в различных отделах зрительной коры головного мозга, способных к кооперативному экзо- и эндогенному возбуждению, лежит в основе "ОБРАЗОвания", то есть создания памяти образов тех или иных событий. Точно также дифференцированно можно рассматривать память звуков, запахов, вкусовых и тактильных ощущений. Субстратом, способным к устойчивым перестройкам своих свойств, иначе говоря, субстратом памяти, в данном случае являются структуры синаптических связей и конформационные состояния рецептивных центров, в первую очередь белковых молекул, встроенных в цитоплазматические мембраны клеток. Нейрон может иметь порядка десятков тысяч синаптических контактов. Фундаментальным свойством нейрорецепторов, являющихся структурным компонентом синаптических и постсинаптических мембран, а также мембран глиальных клеток, является их конформационная лабильность и высокая скорость синтеза собственных структурных элементов [31, с. 205-209].

Однако зрительная, слуховая, обонятельная и другие виды памяти являются лишь фрагментарными специфическими элементами целостной памяти человека. Целостная память реализуется в коре головного мозга в виде сложного набора нейронных сетей, формируемых опять же с помощью синаптических связей, как устойчивых, так и лабильных, но уже между нейронными ансамблями фрагментарных специфических видов сенсорной памяти и между этими ансамблями и ансамблями моторики речевого аппарата, а также, в определенной мере, ансамблями моторики других мышечных комплексов и секреторных органов. Причем, в нейронных сетях целостной памяти из специфических элементов образуются устойчивые блоки интеграции и распределения (БИР) афферентно-эфферентной активности, соответствующие определенному набору сенсорно воспринимаемых проявлений образа того или иного объекта или абстрактного представления и служащие субстратом памяти данного объекта или представления. При возбуждении каждого такого БИР возникают эфферентные сигналы, активирующие развертку набора мнимых образов и представлений, соответствующих только данному БИР, в периферических относительно этого БИР отделах сенсорных систем. Активированные в развертке ансамбли нейронов периферических отделов формируют свои эфферентные сигналы свертки, направляемые далее к сенсорной периферии, и афферентные сигналы свертки мнимых образов, поступающие обратно в БИР. Таков механизм замыкания цепей обратной связи в динамике мысленных (мнимых) образов и афферентно-эфферентного синтеза, осуществляемого БИР. Устойчивые БИР могут иметь мозаичную архитектонику, разнесенную по различным отделам мозга, и способны к кооперативному возбуждению по прямой и обратной связи при возбуждении, возникающем в элементе или нескольких элементах их сети. Механизм кооперативного возбуждения может быть связан не только с облегченным синаптическим проведением сигналов (электрических, акустических) между нейронами сети, но и с резонансными явлениями в конформационно родственных белковых молекулах цитоплазматических мембран нервных, рецепторных и других клеток, возможно образующих единую полевую осцилляторно-излучательную систему. На само наличие распределенных в высших отделах коры и подкорковых структурах взаимосвязанных нейронных сетей указывает регистрация возбуждений, поступающих от какого-либо сенсорного органа, не только в непосредственно связанных с этим органом участках сенсорной коры, но и во многих других сенсорных и моторных зонах мозга [4, 7]. Следует заметить, что представление о БИР в определенной мере близко к понятию "фокусов взаимодействия", введенному А. М. Иваницким [68], и представлению о модульной организации коры головного мозга [69].

Необходимость сенсорно-моторной кооперации для формирования памяти и соответственно выработки адекватного восприятия окружающей среды и взаимодействия с ней подтверждается многочисленными исследованиями развития речи и сопровождающих этот процесс двигательных реакций языка, гортани, голосовых связок, участия в процессе обучения двигательных актов многих других мышц организма. Показательным примером сенсорно-моторного взаимодействия в процессе усвоения измененного зрительного образа может служить опыт, описанный Б. Ф. Сергеевым [70, c. 143]. Суть опыта состояла в том, что двум испытуемым были одновременно надеты очки, в которых все окружающие предметы видятся перевернутыми. Один из них мог вести свободный образ жизни, второй был помещен в кресло-каталку с завязанными за спину руками. Ухаживал за ним, кормил, возил его первый испытуемый. В итоге, переучивание восприятия окружающих предметов, то есть нормальное их видение, произошло только у активного испытуемого. Как тут не вспомнить цитировавшегося еще в начале книги Стивена Роуза с его "парадоксальным" выводом о том, что память "должна пониматься как свойство всего мозга и даже целого организма" [6, с. 360-361].



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ
Петраш В. В.
Издательство "ИНТАН", Санкт-Петербург, 2003, 128 c., УДК 612.821, ББК 28.91


ГЛАВА 1
ГЛАВА 2 (Биофизика рецепции)
ГЛАВА 3 (Органы чувств)
ГЛАВА 4 (Память, сознание, мышление)
ГЛАВА 5
ГЛАВА 6

 

Наши партнёры


Последние новости





Предложение о сотрудничестве

 


Medinfo.ru: свидетельство о регистрации ЭЛ№ ФС77-37722 от 13.10.2009г.
Главный редактор: кандидат медицинских наук Гавриленкова Людмила Павловна
Редакционная коллегия

Адрес редакции: 199406, Санкт-Петербург, ул.Гаванская, д. 49, корп.2

Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18 лет.

Связаться с нами

Разработка и поддержка OOO "ИЦ КОМКОН"